Крановое оборудование имеет существенное значение для механизации подъемно-транспортных операций в народном хозяйстве.
Особенностью этой группы машин является весьма широкая их номенклатура, охватывающая следующие основные типы кранов: мостовые общего назначения, грейферные, магнитные и специальные, мостовые подвесные, металлургические, краны козловые, портальные, башенные и др.
Начало краностроения в России следует отнести к 1898- 1900 гг., когда почти одновременно начали изготовление кранов заводы: Московский (Гутмана), Брянский и Краматорский.
Несколько позже краностроение начало развиваться на Невском судостроительном, Путиловском, Сормовском и других заводах.
Краны изготовлялись в небольшом количестве; их производство носило индивидуальный характер, причем механизмы и электрооборудование в значительной части ввозилось из-за границы.
Изготовлявшиеся в дореволюционной России краны имели большой собственный вес на единицу грузоподъемности и малые скорости движений, обусловливавшие их низкую производительность.
Номенклатура краностроения включала простейшие типы крюковых мостовых кранов. Отсутствовало производство грейферных, магнитных, металлургических кранов, которые ввозились из-за границы.
После Октябрьской революции, особенно в период первой пятилетки, начался процесс организации отечественного подъемно-транспортного машиностроения и оформления его как самостоятельной отрасли.
Быстрое развитие отечественной производственной базы позволило вначале резко сократить импорт кранов, а затем к 1933-34 гг. полностью от него отказаться.
Этому способствовало в огромной степени освоение отечественных конструкций металлургических кранов на Уральском заводе тяжелого машиностроения (введенном в эксплуатацию в 1931 г.) и тяжелых мостовых (в том числе литейных) кранов на Краматорском заводе тяжелого машиностроения и заводе «Красный Профинтерн» в Бежице.